>> Майский велопоход - день первый...

Приключения наши начались еще задолго до выезда. По задумке нам необходимо было десантироваться на приграничной с Литвой станции Гудогай. Единственный поезд, который на ней останавливается в удобное нам время - это 147-й Москва-Калининград. И как назло, именно на 5 мая билеты по территории Беларуси на него не продавали. Что делать? Время идет, поход спланирован, гостиницы забронированы, а билетов нет. Решили взять билеты до Нестерова - первая российская станция после литовской границы, и выйти в Гудогае, тем более что разница в цене билетов до Гудогая и до Нестерова оказалась всего 150р. В связи с тем, что станция Гудогай находится в погранзоне, это накладывает некоторые неудобства, потому как при себе надо иметь квитанцию оплаченной госпошлиной на посещение погранзоны. Из России это сделать никак нельзя, заказывал через друга в Гомеле.
Итак, квитанции получены. Билеты до Нестерова куплены. При покупке билетов с транзитом через Литву нужно через двое суток обратиться в любую кассу РЖД и получить бумажку, где будет написано, разрешен ли проезд через фашистский филиал ЕС, или вы там персона нон грата. Разрешение есть! Ура! Можно ехать! В поезде к нам пришел недобитый фашист литовский консул, чтобы вручить транзитную визу, но никак не мог понять, почему у нас билеты до Нестерова, а выходим мы в Гудогае, а литовская виза нам и даром не сдалась. Так и не поняв нашего замысла, фразой "Илья, Гудогай!", которую он повторил несколько раз, поставил крест на нашей визе в Литву.
Но на этом наше приключение не закончилось. Когда поезд прибыл в Гудогай, оказалось, что мы вместе со всеми пассажирами обязаны были пройти паспортный контроль, что никак не вписывалось в наш путевой лист. Объяснив белорусским пограничникам суть дела, и предъявив им паспорта и пропуска в погранзону, мы, наконец, получили добро покинуть вагон. Преодолев последнее препятствие в виде путей, мы оказались на белорусской земле, станции Гудогай. Быстро приступили к сбору великов, потому как паспортный контроль съел всё отведенное на это время.

1-й день

Погода с утра уже была по-летнему жаркая, настроение прекрасное, все были в предвкушении долгожданного путешествия, и спешили побыстрее собрать своих железных коней, чтобы уже окунуться в атмосферу красот и древностей западной Беларуси.

Первое, что бросается в глаза - это чистота и порядок. Здание вокзала покрашено, трава пострижена, кругом ни единой бумажки или фантика.

Ну вот, велосипеды собраны, команда готова, мы отправляемся в путь.

Первая цель нашего визита - город Островец, первые упоминания о котором дошли до нас с 1468г.

Первая достопримечательность, которую мы встречаем - это католический костёл Отыскания Креста. Воскресение. Идет служба. В костёле много народа.

Католических костёла в Островце два. Второй - это костёл св. Косьмы и Домиана. В нем также много народа, идет служба.

Во дворе могилы, скорее всего, предыдущих ксендзов. Надписи на польском трудно читаемые.

Захоронение Игнация и Богумилы из Чажевичей и сына их Станислава. Надпись на польском.

Хоругви при входе в костел.

Воскресенье утром все рестораны и кафе еще закрыты, закупаемся в универсаме "Центральный" и завтракаем прямо на площади.

Попутно осматриваем центральную площадь города.

Воскресное утро. Немногочисленные люди никуда не торопятся, неспешно прогуливаясь.

Тут же на площади здание "БелПошты", достаточно большое, для такого небольшого городка как Островец.

Едем в сторону реки под названием Лоша. Здесь нас встречает красивый фонтанчик, за которым открывается живописный вид на реку.

На берегу реки стоит православный храм Петра и Павла.

Посреди запруды, оставшейся здесь, видимо, со времен работы водяной мельницы, в полном соответствии с названием города имеется остров, на который перекинут мостик.

Считается, что свое название город получил от того что находится как бы на острове (точнее, полуострове), на пересечении двух рек: Лоши и Коваленки.

С острова открывается живописный вид на церковь Петра и Павла.

На берегу речки встречаются странные скульптуры. Как будто какие-то древние руны.

У здания городской администрации стоит бюст Иосифа Гашкевича, известного государственного деятеля Российской Империи, посла в Японии, составителя первого русско-японского словаря. По окончанию службы жил в д.Мали, что недалеко от Островца.

Ильич всегда молодой. В этот раз направление нашего движения не совпадает с указующим перстом вождя мирового пролетариата.

Завершает наше знакомство с Островцом памятник воинам-освободителям. Далее через деревни Филипаны и Мали едем на Ворняны.

В д.Мали, где после государственной службы жил Иосиф Гашкевич, мы находим памятный камень. К сожалению, дом-усадьба Гашкевича до наших дней не сохранилась.

А еще здесь есть интересная деревянная скульптура дударя. Правда, его дудке уже успели приделать ноги. Так он и сидит одиноко, как Робинзон Крузо, что-то высматривая вдалеке.

Подъезжаем к Ворнянам. Знак на въезде подсказывает, что первое летописное упоминание Ворнян относится к 1391 году.

Как же все-таки чисто и красиво кругом! Просто глаз радуется!

Памятник воинам освободителям.

Тут же рядом пасётся лошадка.

Духовная достопримечательность Ворнян - костел святого Юрия.

При входе нас встречает плачущий ангел и надпись над калиткой на польском: Bog cie widzi! - Бог тебя видит.

Надпись на польском. Да благословит Бог всех прихожан и семью Мечислава Юркойца за помощь в восстановлении костела и ограды в Ворнянах. Ксендз Здислав Пикуль 1996г.”

В углу припаркован старый дамский велосипед, и некоторые с ним даже сфотографировались.

Территория костела красиво оформлена. При входе в костел стоят статую монаха и девы Марии.

Каменный заборчик украшают сцены страстей Христовых.

Вдоль заборчика цветут тюльпаны.

К сожалению, костел оказался закрыт, внутреннее убранство посмотреть не удалось. Покидаем территорию костела.

С обратной стороны над калиткой та же надпись, только по-белорусски: Бог цябе бачыць!

Следующей достопримечательностью Ворнян является сторожевая башня - вежа на острове, к которой можно пройти только по разводному мосту.

Видимо, территория частная, мост поднят от непрошеных гостей, хозяев не видно, и мы тихонечко по рельсе под мостом перебрались на другую сторону. Башня отреставрирована и, похоже, в ней сделаны жилые помещения.

С башни открывается живописный вид на реку.

На воде сделана беседка, к которой ведет узенький мостик.

От башни перебираемся к бывшей водяной мельнице, из которой сделали кафе.

Покидаем Ворняны. От кафе вид на костел над рекой очень живописный. А в зарослях на острове притаилась сторожевая башня. Пусть дальше исправно сторожит красоту и покой здешних мест. А мы едем дальше.

В связи с тем, что наш маршрут пролегал недалеко от будущей белорусской АЭС, мы решили глянуть, как продвигается ее строительство.

Возведено, по-видимому, какое-то административное здание, построен ж/д терминал, к нему от станции Гудогай кладут ж/д ветку. Преодолев ж/д насыпи поехали в сторону Гервят, заскочив по дороге в Соколойти глянуть старую часовню.

Как оказалось, в часовню заходят не только путники вроде нас. Ее облюбовали коровы, которых пасут недалеко, спасаясь от летней жары, естественно, со всеми вытекающими из этого последствиями.

На обратном пути от часовни засняли красивый вид рапсового поля.

А на горизонте уже виден костел св. Троицы в Гервятах. Направляемся туда. Сильный встречный ветер и забористый грейдер вкупе с отсутствием нормального завтрака делают свое дело. Поэтому первым делом решили заскочить в кафе "Мельница", которая на наше счастье в воскресенье работало.

Картошечка со свининой и томатным соком пришлась как нельзя кстати оголодавшим
велотуристам.

После сытного обеда пошли смотреть костел св. Троицы, построенный более 100 лет назад в 1903 году и недавно отреставрированный.

Вокруг костела раскинулся шикарный дендропарк, на улочках которого стоят 12 апостолов.

Высота костела 64 метра, и чтобы полностью охватить его взглядом, приходится отходить на значительное расстояние.

Внутреннее убранство костела поражает одной стороны простотой, с другой - красотой алтаря.

На втором ярусе располагается орган.

На стенах висят композиции на тему страстей Христовых.

В углу стоят хоругви.

При входе на металлических оттисках по латыни написано: Iesus Christus Deus Homo vivit, regnat, imperat, MCMI - Иисус Христос Бог человеческий живёт, правит, повелевает, 1901г.

Осмотрев костел изнутри и снаружи, и даже немного передохнув, держим путь дальше к тайнам, что скрывает лес вдоль реки Вилии.

По пути заехали в деревню Рымдюны, где находится литовская школа, и сохраняют литовские традиции.

За мостом через речку Ошмянку лежит камень, на котором была какая-то надпись, но стерлась со временем. По информации с Глобуса Беларуси камнем отмечено немецкое кладбище, хотя могилок не наблюдается. Далее дорога ведет нас через лес, и вскоре мы попадаем в хорошо ухоженный хутор Устизерье, где местная жительница рассказала, как проехать к интересующим нас местам.

Ехать приходится по тропинке, по которой ходят очень редко, да и местами она перерыта кабанами. Иногда попадаются упавшие деревья.

Мостик через ручей оказался завален большой сосной. Пришлось его форсировать чуть ниже по течению.

Первая лесная достопримечательность - брама. Вот так вот просто в лесу стоят ворота. Вход в святые земли.

Спустившись по крутому берегу к Вилии, можно насладиться её великолепными пейзажами. Красота настолько затягивает, что хочет бросить всё, и остаться и никуда больше не ехать.

От брамы тропинка идет по самому берегу Вилии, и вскоре по ней мы попадаем на поляну-капличку, которая отмечена деревянным крестом с распятием.

Далее от каплички выезжаем к кринице «Матка Боска» - по-польски Божья Матерь. Здесь можно отдохнуть и попить воды.

От криницы дорога становится лучше, и наша скорость передвижения немного возрастает. По дороге в деревню Дубок нам встречается часовня.

А в самой деревне мы находим деревянную капличку, как сказали нам местные, хотя мы спрашивали о костеле.

Рядом с капличкой раскинулся старый дуб.

А при входе в капличку висят львиные маски.

Проточенный рядом с крыльцом камень скромно намекает о своем возрасте.

Рядом с капличкой стоят колоколенка и крест.
Все религиозные места левого берега Вилии осмотрены, едем дальше. Следующий пункт нашей остановки - Тупальский мост.

Мост этот был построен немцами во время первой мировой войны для подвозки боеприпасов от Сморгони к линии фронта. Примечателен тот факт, что при строительстве моста использовался наемный труд жителей близлежащих деревень.

После войны мост разобрали на металлолом, а быки так и стоят по сей день, напоминая нам о тех непростых временах.

Завершается наша прогулка по левому берегу скалодромом, который был построен здесь в 90-е годы прошлого века для тренировки альпинистов.

Въезжаем в Жодишки. Погода хмурится.

Останавливаемся у магазина, чтобы восполнить запасы энергии и питья. С местным краеведом Олегом Мизуло нам встретиться не удалось, поэтому осматриваем Жодишки самостоятельно.

Костел св. Троицы вечером уже был закрыт.

Зато был открыт коллегиум иезуитов, который ныне используется как психоневрологическая больница. И мы как-то с ходу залетели на ее территорию, где из окон сразу появились десятки любопытных глаз. Пришлось быстренько ретироваться, да бы не привлекать к себе излишнего внимания.

За коллегиумом выехали к действующей водяной мельнице на реке Половойка. Но так как экскурсовода не было, осмотрели только снаружи.

Последняя достопримечательность Жодишек - заброшенный бровар. Хотя внешне он выглядит вполне прилично. На этом осмотр Жодишек закончен, и наш путь далее лежит на север в сторону Сыроваток.

На выходе из Жодишек стоит памятник солдатам Великой Отечественной Войны.

А заним церковь св. Константина и Елены 2006г. постройки.
Теперь нам предстоит найти интересный памятник природы - Тупальщинский валун, который упоминается в книге графа Константина Тышкевича "Вилия и ее берега", 1897г. По предположению Тышкевича камень являлся центром языческого капища. Нам было известно лишь приблизительное местоположение камня, поэтому пришлось немного потрудиться, чтоб его найти. Лучше всего к нему проехать по дороге к деревне Ошмянец, но сворачивать не в деревню, а левее - в лес. Метров через 800, когда лесная дорога сделает поворот налево и пойдет в гору, камень нужно смотреть с правой стороны. Он легко заметен с дороги. Надпись его выдает.

Провели языческий обряд - сделали коллективное фото у камня. Первый день похода подошел к концу, до места первого ночлега осталось совсем немного.

Едем в Сыроватки, потом напрямик по еле заметной дороге через рапсовое поле, вдоль мелиоративных каналов вылезаем на хорошую просеку, по которой попадаем в деревню Постарини-2.

И тут нас прихватил ливень с градом. Пришлось спрятаться у кого-то в огороде под навесом у сарая.
После обильного дождя решили не рисковать и доехать до Вишнево твердыми дорогами, накрутив лишние 5км. Первоначально маршрут был проложен от Постарини-2 на Вишнево напрямик через лес.
Немного замерзшие и голодные мы, наконец, добрались до места нашего первого ночлега - усадьбы "Спадчына". В усадьбе нас встретил радушный хозяин Роман. Какое счастье, что он догадался протопить для нас баню!

И велы помыли, и сами помылись, согрелись. Заодно после дождя вещи повесили в бане сушиться.

На ужин нам были предложены щавелевый суп и литовское блюдо - цепеллины со шкварками. Вкуснятина необыкновенная. Чем-то напоминают белорусские колдуны, но сделаны немного по-другому.

Хорошенько подкрепившись, мы пошли спать в деревянные гостевые домики. Так закончился наш первый день велопробега.

Трек первого дня: gpsies

>>Майский велопоход - день второй...